Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 10.01 | 102.29 | 0.6114 |
▼ | EUR | 10.01 | 105.09 | -1.0135 |
Сегодня, когда защита родной земли вновь становится актуальной, неплохо бы вспомнить, что наши предки и столетия назад не теряли бдительности. Сложный 2024 год это, таки, круглая дата и русско-японской, и Первой мировой, и многим менее знаковым боестолкновениям. Говорят, история учит (согласен , не всех…, но мудрый человек выводы сделает, в любом случае).
Уж, коли я взял на себя труд описать некоторые стороны близкой сахалинцам русско-японской войны 1904-1905 гг.,(были материалы и о морских подвигах российского флота, и о героях сахалинских событий, к которым мы ещё вернемся) я, с Вашего разрешения, продолжу делиться любопытными наблюдениями.
В войне 1904-1905 года есть много спорных моментов, но в одном едины, пожалуй, все : в разведке мы противнику уступили начисто…(Даже на Сахалине местные партизаны удивлялись насколько точны японские военные карты. У сахалинцев таких не было).
Здесь и далее я использую иллюстрации из подшивки ежедневнойК началу русско-японской войны разведывательная служба в Японии имела многовековую историю. Уже в XVI в. была хорошо организована разведка и наблюдение за всеми слоями общества внутри страны. Необходимости же в заграничном шпионаже не было, так как вследствие политики «самоизоляции» внешние контакты вплоть до середины XIX в. были весьма ограниченными.
Наличие опыта внутренней разведки позволило японскому Генеральному штабу уже в конце XIX и особенно в начале XX в. быстро и сравнительно легко организовать широкую разведывательную сеть в государствах, которые Япония рассматривала объектом своей внешней экспансии, и в первую очередь в Китае. Победа в японо-китайской войне 1894–1895 гг. заставила Японию обратить взор на Россию, которая стала рассматриваться основным препятствием японской экспансии на Дальнем Востоке.
Готовясь уже с конца XIX в. к военному захвату Маньчжурии и русских дальневосточных земель, японцы стали активно проводить разведывательную работу внутри России.
Еще за 10 лет до начала русско-японской войны японцы направили в Россию, и в особенности в Маньчжурию и на Дальний Восток, большое количество своих шпионов и диверсантов, на основании получаемых от них сведений тщательно изучали организацию и боевые возможности российской армии и флота, будущий театр военных действий, и составляли оперативные планы ведения войны.
Будем честны перед собою, русское «авось» сыграло злую шутку… А вот противник готовился на совесть. И «родил» профессионалов своего дела. Таких как Фукусима. Сегодня это слово у россиян ассоциируется с другим явлением АЭС. А в конце 19 века в Японии не было ни одного человека, кто бы не восхищался «великим воином».
Принято считать, что о деятельности разведчика не узнают до конца его жизни … или никогда. В случае же с Фукусима Ясумаса его подвиги легли в основу легенд императорской армии.
Ясумаса Фукусима (яп. ???? Фукусима Ясумаса, 27 мая 1852 — 19 февраля 1919) — японский генерал.
Родился в самурайской семье. Окончил военную школу в Эдо. В 1876 — военный атташе в США. В 1882—1884 — военный атташе в Китае. В 1886—1887 совершил большую поездку в британскую Индию и Бирму. Хорошо знал Египет, Турцию,Персию, Аравию, Сиам, Туркестан, Канаду и США. Представлял страну на коронации короля Эдуарда VII в Великобритании. В 1887 году назначен военным атташе в Германии. Занимал этот пост до 1902 года.
Специально выпущенная в 1893 году приветственная медаль герою ФукисимаВозвратился в Японию Фукусима необычным путём. Он проехал верхом на коне гигантский путь от Берлина через Польшу и далее по маршруту Петербург — Москва — Урал — Иркутск — Владивосток. После этого майор свернул на юг и через Маньчжурию, Монголию и Китай добрался до Японии. Всё путешествие длилось 504 дня. По дороге Фукусима изучал местность, уклад жизни населения, строительство Транссиба. Одиночное путешествие Фукусимы через Сибирь верхом было выдающимся спортивным достижением того времени. Во время своего путешествия Фукусима был произведён в подполковники, а после его окончания награждён орденом Священного сокровища.
Выпускник университета «Нанко», прекрасный знаток географии и иностранных языков (бретер и дуэлянт: тогда в Германии это приветствовалось) , он провёл в Берлине около четырёх лет в качестве военного атташе японского посольства. Когда настала пора возвращаться на родину, он, по указанию генерального штаба японских войск выбрал путь через Сибирь. Так что отнюдь не любовь к географии явилась главной целью его поездки, а «военный шпионаж в России, с которой Япония собиралась начинать войну».
Традиционная у военных токкури (бутылочка под сакэ) с изображениемВ дальнейшем жизнь Фукусимы, как следует из посвящённой ему в одной из японских энциклопедий биографической справки, складывалась следующим образом:
«При инциденте “Иху-тань” в 1899–1901 гг. он возглавил специально отправленные японские войска в Китае. Это было единственным командирским опытом для Фукусимы. Во время русско-японской войны он участвовал в ней в качестве штабного офицера японских войск в Маньчжурии (как заведующий вторым отделом, т. е. по разведыванию). После войны – заместитель начальника Генерального штаба (в 1906–1912?гг.), потом генерал-лейтенант, затем барон. Будучи армейским генералом, он ушёл с военной службы в отставку. С тех пор он был вице-президентом союза резервистов. В течение более 30 лет (от ранга лейтенанта до генерал-майора) он работал информационным офицером».
Блюдце для чая с описанием подвига ФукусимыПо далеко не полным данным, составленным на основании материалов жандармских органов России, количество японских шпионов, действовавших на территории нашего государства, к началу русско-японской войны доходило до пятисот человек. Разумеется, сведениями от японской стороны, вследствие специфики проблемы, мы не располагаем и по сей день.
Японские шпионские группы располагали значительными средствами для шпионско-диверсионной работы и для приобретения помещений, которые приближали их к массе населения. Как правило, приобретались небольшие мелочные лавчонки, преимущественно булочные, которые посещались всеми слоями населения. В эти лавочки в числе других покупателей приходили солдаты и офицеры русской армии, из разговоров которых, иногда неосторожных, можно было узнать очень многое, не говоря уже о том, что офицерские и солдатские погоны давали возможность определить, какие новые части русских появились в этом районе.
Обычно беседа с русскими офицерами и солдатами начиналась «случайным» вопросом, который задавал старший группы шпионов как хозяин заведения, а остальные шпионы работали «молча» приказчиками, грузчиками или просто толпились около лавчонки.
Немало шпионских сведений получили офицеры японского Генерального штаба и от посетителей опиекурилен.
вот так современники наши оценивали Фукусима в 1904 годуОдной из наиболее распространенных среди японских шпионов и разведчиков профессий была профессия фотографа. Некоторые из фотографов-разведчиков оказывали большие услуги японскому Генеральному штабу.
Отдельные японские офицеры работали также «прачками» или охотно ловили «рыбу» в водах близ русских берегов.
трудно понять логику профессионала… :0)Более того, уже во время войны было обнаружено несколько японских шпионов, работавших санитарами в русских госпиталях.
Несмотря на успехи российской контрразведки в борьбе с японскими агентами на территории России, в целом работа была поставлена из рук вон плохо. Ее отличали невнимательность, заорганизованность, а иногда и полная неорганизованность, недостаток сведений о Японии и японском менталитете.
Для получения информации японским разведчикам в большинстве случаев не требовалось никакой хитрости или изобретательности. Нужно было только иметь «своих» людей в общественных местах и слушать то, что болтали многие офицеры, а иногда и солдаты.
Кстати, к старости Фукусима пришел к поэзии :0) И здесь чувства разведчика преобладали… долгосрочную потребность японских спецслужб в азиатском регионе считал главной задачей. Он написал известное в стране стихотворение «От упавшего лепестка к восходящей звезде», в котором почтил память проститутки, ставшей патриоткой благодаря своей деятельности по сбору разведывательных данных.
С китайцами проще … и мы и японцы для них были оккупантами.Так, например, в городе Мукдене вплоть до русско-японской войны штаб-офицер Нагакио содержал четыре публичных дома, через которые собирал необходимые шпионские сведения для японского Генерального штаба.
У нашей разведки не было толком знающих язык противника людей, чтобы допросить пленных… Одним из решений проблемы кадров разведки и было направление на учебу в православную духовную семинарию Токио российских подростков по окончанию войны. Так в числе семинаристов оказались несколько сахалинских мальчишек: братья Юркевичи, Гавриил Журавлев, а главное Василий Ощепков. Но это уже другая история.
Оставить сообщение: