Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 20.09 92.70 1.025
EUR 20.09 103.25 1.21
Архив номеров

Итоги выставки творческих работ коренных малочисленных народов севера «СКАЗАНИЯ СЕВЕРА»

13:40 25.04.2022 16+

О СОТВОРЕНИИ МИРА

Миф. Рассказала в 1952 году А. Полдох из рода К’эвоинг, жительница поселка Чайво Ногликского района Сахалинской области. Записал и перевел В. Санги.

Сперва была только вода. И утка-чирок (По другим версиям, в этом мифе фигурирует лувр — широконосая кряква) плавала на воде. Утке нужно снести яйца, но куда? — яйцо ведь тонет! И тогда утка выщипала с груди перья и пух, свила гнездо. В гнездо снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Утята выросли и тоже, как мать, повыдергали с грудок перья и пух, свили гнезда. В гнезда снесли яйца. Из яиц вылупились утята, много утят. Они выросли, свили каждая себе гнездо.

Гнезд много - они соединились в остров. На острове выросли трава, кусты, разные деревья. Деревья и кусты роняли на остров листву, хвою. Остров стал большой землей.

У лиственницы сквозь кору пробилась смола (сок). Скопившись, она стала стекать по стволу. Едва смола коснулась земли — появился нивх. Нивх произошел от лиственницы, потому он краснокожий, как лиственница. Оригар (так нивхи называют ороков, небольшое (около 300 человек) тунгусо-маньчжурское племя, пришедшее на Сахалин в недавнем, прошлом) произошел от пихты, потому он белотелый. К'уги (нивхское название айнов, проживавших ранее на Сахалине) произошел от ели.

Нивхи… даже имя этого народа звучит доисторически. Не принижая его этим ничуть. Соседи по территории и исторической памяти, айны, давно с Сахалина переселились в Японию, а нивхи всё живут. (По энциклопедическим сведениям: Нивх: нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки  – малочисленная народность на территории Российской Федерации. Самоназвания: нивх  – «человек», нивхгу  – «люди»). Судя по переписям последних двух веков, народ держится своего оптимального количества – около 6000 человек. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев – звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана. По крайней мере, эту легенду пересказывают в различной интерпретации сахалинцы.

В наши дни живут они полуоседло на севере острова Сахалин, чаще всего вдоль побережья, а ещё возле устья реки Амур (Хабаровский край). На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной части, и айны на юге. Отмечалось также небольшое количество эвенков. Нивхи наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Одно из нивхских селений - Виахту, расположено на берегу Татарского пролива в северной части Александровск-Сахалинского района, поэтому добраться до тех мест даже сегодня непросто. Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции.

На выставке «Сказания севера» прошедшей в Доме культуры с 24 марта по 18 апреля продемонстрированы творческие работы, которые представили самобытную и уникальную культуру и творчество – национальные кулоны, игрушки, брелоки, одежда, панно и картины все изготовлено из природных и животных материалов.

Работы для выставки предоставили местные жители и участники кружка «Умелые руки» ДК с. Виахту под руководством Нигановой Елены Анатольевны.

Елена Анатольевна родилась и выросла в с. Виахту многодетной семье оленевода и воспитателя детского сада. С национальным прикладным творчеством сталкивалась с самого детства. Бабушка Елены работала швеей в пошивочном цеху, где выделывали, коптили шкуры, шили одежду и принадлежности для пастухов (одежду, палатки, обувь и т.п.) для продажи шили торбаса, национальные тапочки и игрушки. В дальнейшем Елена Анатольевна получила диплом по профессии «Швея в сырейно-красильных и скорняжных цехах», обучилась по дополнительной профессиональной программе «Сохранение нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов севера Сахалинской области». По сей день занимается прикладным творчеством, участвует и проводит мастер-классы, тем самым передает свои навыки молодым поколениям.

Помимо выставки под эгидой года народного искусства и нематериального наследия народов России была проведена серия мастер-классов: «Национальная кукла», «Панно волк», «Панно сова» и «Панно лиса», которые дали возможность ребятам ощутить национальный колорит – тактильно ощутить текстуру материалов и открыть завесу таинства творения амулетов и оберегов малочисленных народов. Мастер-классы посетили ребята 2-х, 5-х, 6-х классов МБОУ СОШ № 1 и 2, а также дети групп «Смешарики», «Орлята» и «Непоседы» ГКУ СРЦН «Отрадное».

Жизнь и быт народов севера напрямую зависели от природных и климатических условий. В обществе господствовали языческие верования, которые и нашли свое отражение в местном фольклоре. Данные мероприятия предоставляют возможность получить наиболее полное представление о современном развитии культуры и прикладного искусства малочисленных народов Севера, а уникальная культура, быт, уклад является неотъемлемой частью духовного наследия многонациональной России.

Материал подготовила: Зав. «ДНТ» Анфилатова Н. Н.

112

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom